Требования ФГОС к рабочей программе
Федеральный государственный стандарт основного общего образования
Титульный лист рабочей программы 2017 года
Учебная программа 2017 (оформление 2 листа)
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
(8-11 классы)
АЛГЕБРА
АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ГЕОМЕТРИЯ
8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ
Начальное общее образование
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Английский язык 2-4 классы |
Основное и среднее общее образование
Русский язык | Литература | Искусство | История | ||
Алгебра |
|
Информатика | Физика | Химия | |
География |
|
Технология | Музыка | Обществознание | |
|
Методические рекомендации о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) образовательными учреждениями, реализующими программы общего образования
I. Общие положения1.1. Настоящие рекомендации разработаны для организационно-методического сопровождения подготовки рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями в соответствии с Законом РФ «Об образовании»: «Статья 9. Образовательные программы 6. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся. … Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса … в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: 5) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий… 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); 15) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации; 16) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона; 23) определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе…, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях». 1.2. Рекомендации определяет структуру, порядок разработки и утверждения рабочей программы учебного курса, предмета и дисциплины (модуля) (далее – рабочая программа) образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы общего образования. 1.3. На современном этапе с появлением вариативных программ, учебников проблема перспективной комплексной разработки процесса изучения учебных курсов является актуальной. Рабочая программа – нормативный документ образовательного учреждения, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников). Рабочая программа призвана обеспечить целенаправленность, систематичность, последовательность в работе учителя по раскрытию основного учебного содержания в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в условиях конкретного образовательного учреждения. 1.4. Рабочая программа является составной частью образовательной программы ОУ и разрабатывается в целях: обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования; обеспечения преемственности в образовательном процессе и достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГУП); повышения профессионального мастерства педагогов. II. Структура и содержание рабочей программы 2.1. Обязательными структурными элементами рабочей программы являются: титульный лист; пояснительная записка; содержание рабочей программы; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения; календарно-тематический план учителя (обязательное ежегодное приложение к рабочей программе). 2.1.1. В титульном листе указываются: полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с лицензией); наименование «Рабочая программа курса, предмета, дисциплины (модуля) по______________ для _______ класса, курса(классов, курсов)»; годы, на которые составлена рабочая программа; обязательные грифы «Рекомендована к использованию органом самоуправления /с указанием названия в соответствии с уставом образовательного учреждения/ (дата, номер протокола); Утверждена приказом образовательного учреждения (дата, номер). 2.1.2. В пояснительной записке указываются: цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, образовательного учреждения; нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГУП, учебный план ОУ и др.); сведения о программе (примерной/типовой/ или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, если есть – авторов и места, года издания; обоснование выбора примерной(типовой) или авторской программы для разработки рабочей программы; определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными образовательными стандартами; информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование; информация об используемом учебнике; информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе о количестве обязательных часов для проведения лабораторно–практических, повторительно–обобщающих, контрольных уроков, а также при необходимости – часов на экскурсии, проекты, исследования и др.; информация об используемых технологиях обучения, формах уроков и т. п., а также о возможной внеурочной деятельности по предмету; виды и формы промежуточного, итогового контроля (согласно уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения), материалы для их проведения; планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения, а также требованиями ГИА и ЕГЭ. 2.1.3. Содержание рабочей программы должно соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения. Содержание рабочей программы может полностью соответствовать содержанию примерной(типовой) программы МОиН РФ или авторской программы курса (в данном случае дается ссылка на используемую без изменений программу или прилагается ее текст). Образовательное учреждение может вносить изменения (не более 25%) в примерную(типовую) или авторскую программу и в данном случае должно самостоятельно – указать количество часов на изучение курса, его тем; – обосновать и определить содержание рабочей программы с учетом особенностей изучения предмета в классах углубленного изучения предмета, профильных классах, при изучении предмета как поддерживающего основной профиль, классах специального (коррекционного) образования, классах компенсирующего образования и др.; – раскрыть содержание разделов, тем, опираясь на научные школы и учебники (из действующего федерального перечня); – изложить последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные логические связи; При этом по каждой учебной теме (разделу) указываются: наименование темы(раздела); содержание учебного материала (основные дидактические единицы); требования к уровню усвоения материала по конкретной теме(разделу); перечень контрольных мероприятий (контрольных, зачетов и др.). 2.1.4. Требования к уровню подготовки обучающихся определяются по окончании каждого учебного года, ступени образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы ОУ, а также в соответствии с требованиями ГИА и ЕГЭ. 2.1.5. В разделе «Литература и средства обучения» указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, а также учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения, дидактических материалов, используемых в преподавании. 2.1.6. Календарно-тематический план является приложением к рабочей программе и разрабатывается учителем на каждый учебный год. В образовательном учреждении устанавливается единая структура календарно-тематического плана. В нем должно быть определено: -количество часов, отведенное на изучение курса, тем (разделов); -темы каждого урока; -даты прохождения темы (раздела); -виды, формы контроля (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др., в т.ч. в формате требований ГИА и ЕГЭ). III. Порядок разработки и утверждения рабочей программы 3.1. Рабочие программы перед утверждением должны рассматриваться органом самоуправления, которому в соответствии с уставом образовательного учреждения делегированы данные полномочия (методическими объединениями, комиссиями, проблемными группами, кафедрами, методическим советом, научно-методическим советом и др.). По итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления принимает решение – «рекомендовать к использованию» и/или «рекомендовать к утверждению» при последующем издании приказа ОУ об утверждении рабочих программ. 3.2. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются рабочие программы. 3.3. Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев их на заседании органа самоуправления. IV. Контроль за реализацией рабочих программ Руководителям образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, методистам следует взять под контроль разработку рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в соответствии с настоящими рекомендациями. Контроль за реализацией рабочих программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного и др. видов контроля.